История демонов: от Августина до Бодена

Современная христианская демонология возникла не в позднем средневековье, о котором все привыкли говорить как о времени охоты на ведьм, демонологические идеи возникли намного раньше. Первая относительно полная теория об отношениях человека с дьяволом возникла в IV веке нашей эры в трудах святого Августина.

Он развил в своих работах идеи лионского епископа Иринея, который во II веке ввел само понятие дьявола в христианскую экзегезу.

Именно Августину принадлежит мысль о том, что люди заключают союз с дьяволом или с его приспешниками — демонами. Но для Августина влияние дьявола на человека был иллюзией. Он считал, что демоны, в отличие от ангелов, не могут создать ничего реального, однако они создают фантазии. И именно этими фантазиями и питаются люди, вступают с ними в контакт.

К XIII веку позиция Августина по этому вопросу считалась основополагающей. И она вошла в декрет Грациана.

Для Грациана колдовство было иллюзией. Люди верили в то, что им показывали демоны, но на самом деле никаких ночных путешествий с демонами, никакого обмена опытом не происходило. Всем этим людям только снилось.

Фома Аквинский

Все изменилось в XIII веке. Прежде всего, благодаря трудам Фомы Аквинского, который первым ввел понятие сознательного контакта человека с дьяволом. И человек выступал уже не жертвой козней дьявола, а активной стороной этого союза — это человек искал встречи с дьяволом и заключала с ним соглашение и использовал демонические силы в своей жизни. Именно из концепции Фомы Аквинского следовало, что это реальное преступление, который наносит реальный вред окружающим.

Иоанн XXII

С этой точки зрения особенно интересен понтификат Иоанна XXII, человека крайне недоверчивого, не просто верила в волшебство, но постоянно опасались, что его сглазят. В 1322 году состоялся процесс против епископа Эро, которого обвиняли в том, что он что-то планировал против Папы и заключил для этого договор с дьяволом. И именно мнение одного Иоанна XXII повлияла на всю христианскую демонологию — во время его понтификата была проведена консультация с ведущими европейскими теологами. Опрошено 10 человек, нужно отличать колдовство от ереси. И 9 из 10 согласились с тем, что это самостоятельное преступление. В 1326 году Иоанн издал знаменитую буллу, в которой утверждалось, что все случаи колдовства должны быть расследованы инквизицией.

И колдовство стало материальным. Появились восковые фигурки, освященные в церкви, которые протыкали иглами, различные снадобья, подозрительные записки, которые затем преобразуются в договор с дьяволом.

Жан Боден

Один из самых знаменитых французских демонологов — судья Жан Боден конце XVI века попытался объединить концепцию святого Августина и Фомы Аквинского. Он считал, что вред, который наносят ведьмы, реальна, но их магические знания — это иллюзии, насланы демонами. Эта позиция сохранилась в европейской демонологии до середины XVII века, когда процессы над ведьмами сошли на нет и были вытеснены процессами об одержимости, при которых отношения между человеком и дьяволом воспринимались совсем иначе. Это был не договор двух равных субъектов, это было порабощение человека дьяволом, когда дьявол проникал в человека изнутри и руководил его мыслями и поступками. И, таким образом, посредник в виде ведьмы в этих отношениях был уже не нужен и ведьмовские процессы на этом закончились.

Интересно также наблюдать, как увеличивалось количество демонов.

Максим Тирский во II веке считает, что существует 30 000 демонов.

Альфонс де Спина в 1459 году, ссылаясь на то, что от Бога отпала ровно треть небесного воинства, назвал число демонов — 133 306 608.

В XVI веке авторы учитывали библейское «число зверя», и насчитывали 66 адских князей, командуют 6660000 дьяволами.

Чуть позже Иоганн Виера в «De Praestigius Daemonum» утверждал, что в аду живут 7405926 демонов, управляемых 72 князьями. Демоны формируют 1111 отрядов по 6666 в каждом.

А лютеранские богословы называли фантастическую цифру — 2 665 866 746 664 демона.