Оттаявшая надежда Арктики

Около 30 % неразведанных мировых запасов природного газа и 13 % неразведанных запасов нефти находятся в Арктике. Здесь также есть залежи угля, железа, урана, золота, меди, редкоземельных металлов, драгоценных камней и многое другое, в том числе, конечно, рыбы. Для крупнейших экономик Азии это возможность, которую они не могут потерять.

Арктика тает быстрее, чем ожидалось. Только было сообщено, что площадь морского льда в этом году минимальная за все времена. И, превзойдя предыдущие ежегодные показатели августа, она продолжит сокращаться в сентябре.

С 1951 года температура Арктики увеличивается примерно вдвое быстрее, чем в среднем по миру. Таким образом, последний рекорд является тревожным признаком дальнейшего продвижения изменений климата. Тем не менее, для многих людей в Азии в краткосрочной перспективе жадность превосходит страх. Таяние на севере открывает перспективы как доступа к несметным богатствам полезных ископаемых, так и к гораздо более коротких морских путей в Атлантические моря.

Геологическая служба США подсчитала, что около 30 % неразведанных мировых запасов природного газа и 13 % неразведанных запасов нефти находятся в Арктике. Здесь также есть залежи угля, железа, урана, золота, меди, редкоземельных металлов, драгоценных камней и многое другое, в том числе, конечно, рыбы. Для ресурсоемких экономик Северо-Восточной Азии — Китая, Японии и Южной Кореи — использовать эти богатства кажется такой возможностью, которую нельзя упустить.

Так же есть надежда, что Северо-Восточный проход над Россией, также известный как Северный морской путь ( СМП ), и Северо-Западный проход от Атлантического моря над верхней частью Северной Америки станут судоходными в течение нескольких месяцев каждый год. Использование СМП уменьшит протяженность рейса из Шанхая в Гамбург на 6400 км (4000 миль) по сравнению с южным путем через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Северный путь будет еще короче, когда станет возможным сломать лед через Северный полюс.

К тому же, экваториальные порты, которые выросли на южном пути в Сингапуре и Малайзии, и порт Хамбантота на Шри-Ланке, должны беспокоиться о своем будущем.

Из всех азиатских стран, присматривающихся к Арктике, Китай проявляет наибольший интерес, и это вызывает беспокойство по многим причинам. Китай — огромная страна, отчаянно стремящаяся обеспечить себя энергоносителями и другими полезными ископаемыми. Страна также нервно реагирует на проблему своей стратегической зависимости от Малаккского пролива: четыре пятых ее импорта энергоносителей проходят через этот узкий пролив у Сингапура.

Таким образом, Китай инвестирует финансово и дипломатически в Арктику. В статье Малта Хумперта и Андреаса Распотника из Арктического института в Вашингтоне говорится, что Китай тратит больше средств на полярные исследования, чем Америка (хотя, Южная Корея делает это также). Китай имеет научно-исследовательскую станцию ​​на архипелаге Шпицберген, который является самой северной частью Норвегии, и строит корабль — близнец Xue Long, который должны сдать в эксплуатацию в 2014 году.

Лидеры страны являются частыми гостями в регионе; как и остальные девять стран, включая Японию, Сингапур и Южную Корею, Китай лоббирует получение статуса постоянного наблюдателя в Арктическом Совете.

Совет является главным межправительственным форумом для пяти стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану — Америки, Канады, Дании, Норвегии, России и трех других, расположенных за Полярным кругом ( Финляндии, Исландии и Швеции). Китай так заботится о рассмотрении своей заявки на встрече министров в мае следующего года, что даже готов проглотить свою ярость на Норвегию за присуждение в 2010 году Нобелевской премии мира Лю Сяобо, заключенному китайскому диссиденту.

Между тем, в китайской прессе и научных кругах были проведены несколько несдержанных дебатов по арктическим «правам» страны.

Однако, правительство не высказало свою официальную позицию. Оно сталкивается со многими ограничениями. Во-первых, большая часть ресурсов в Арктике — 88 % по китайским оценкам и 95 % по данным одного датского исследования — будут находиться в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны, которая разделена в соответствии с Конвенцией по морскому праву Организации Объединенных Наций ( UNCLOS ) между пятью прибрежными странами, среди которых Россия.

Трудно предположить, что Китай желает использовать Арктику, чтобы бросить вызов UNCLOS, который страна ратифицировала, как и все другие члены Арктического совета, кроме Америки. У Китая слишком много морских споров, чтобы иметь желание поставить себя полностью вне закона. Китай также не имеет опыта в бурении и добыче ископаемых в экстремальных условиях. Он должен будет сотрудничать с другими странами Арктики.

Возможность прохождения СМП не является также очевидным благом. Даже когда путь будет полностью открыт для судоходства, переход будет оставаться довольно опасным. Россия может выставить неплохие цены за транзит и лоцманские услуги. Кроме того, векторы торговли в Северо — Восточной Азии смещаются к остальной части Азии, Африки и Латинской Америки, и здесь расширение Панамского канала будет иметь большее влияние, чем таяние Арктики. Дилемма Малаккского пролива останется.

Разве это разумно?

Кроме того, Сингапур будет оставаться там, где его основал Стэмфорд Раффлз — на полпути между двумя крупнейшими азиатскими экономиками Индии и Китая. Арктика остается где-то очень далеко. Некоторые чиновники говорят, что они беспокоятся, но не более, чем о планах строительства канала через перешеек Кра, узкий клочок суши тайского полуострова. Об этом канале говорят уже на протяжении 350 лет, и еще столько же времени может потребоваться, чтобы его построить.

Впрочем, трудно не согласиться с тем фактом, что таяние арктических снегов не является риском для Сингапура или для остальной части земли. Поскольку глобальное потепление нарушает погодные условия, повышает уровень морей и вызывает массовые миграции, более быстрый путь из Йокогамы в Роттердам может показаться лишь небольшой компенсацией, а споры относительно добычи минералов из размороженных отходов могут показаться настоящей глупостью.