Социальный аспект азиатского экономического чуда

Страны азиатского континента начали строить системы социальной защиты, учитывая грубые ошибки Запада. В этом процессе есть множество препятствий, в частности, демография, неравенство распределения средств среди населения и т.д.. Однако, если азиатские правительства с умом подойдут к формированию соцзащиты, они имеют все шансы обогнать на этом пути Европу и США.

Страны Азии давно поражают мир своей динамичностью. Благодаря годам стремительного економического роста, в современной Азии удалось вытащить из бедности больше людей, чем за все время истории цивилизации. Однако в то время, как они становятся богаче, граждане региона требуют большего от своих правительств.

Скорость и масштабы глобальных изменений поражают. Азия строит самую большую в мире схему «единого плательщика » национального медицинского страхования, когда государство является единственным сборщиком взносов и единственным плательщиком счетов на здравоохранение.

Началом создания социального государства в Европе можно считать введение пенсионной системы Германии в 1880 году. Апогеем этого процесса было основание Великобританией своей Национальной системы здравоохранения в 1948 г. Соответственно, для появления государств всеобщего благосостояния в Европе понадобилось более полувека.

Некоторые азиатские страны планируют построить свои аналоги в течение десятилетия. Если они сделают что-то неправильно, особенно путем предоставления невыполнимых обещаний, они могут разрушить самые динамичные экономики мира.

Но если они создадут доступные системы социальной защиты, они не только улучшат жизнь своих граждан, но и станут примером для подражания в других странах. В то время, когда правительства многих стран мира не в состоянии реформировать собственные государства, чтобы справиться со старением населения или проблемами дефицита бюджета, это может стать еще одной сферой, в которой Азия обойдет Запад.

Лучше Бисмарка и Бевериджа

История предлагает Азии много уроков, которые учат, чего следует избегать. Европейские социальные государства начинались как базовые системы социальной защиты. Но со временем они превратились в комфортные социальные «подушки». Это произошло отчасти потому, что после войн и Великой депрессии европейские общества определили приоритетным перераспределение национальных богатств. Кроме того, получатели социальных расходов стали влиятельными группами интересов.

Конечным результатом очень часто становился склероз экономической деятельности с последующим увеличением власти государства.

Америка сохранила свою сеть социального обеспечения менее щедрой, но сделала ошибки в создании своей системы предоставления прав на виды социального обеспечения, в том числе, предоставляя слишком щедрые пенсионные и медицинские обещания и привязывая медицинское страхование людей к их трудоустройству.

Еще хуже примеры систем социальной защиты предлагают в других частях развивающегося мира, особенно в Латинской Америке. Правительства, как правило, довольствовались сбором недостатка налоговых поступлений для покрытия своих обещанных расходов. Социальная защита часто усиливала неравенство, поскольку пенсиями и расходами на здравоохранение в основном пользовались богатые городские рабочие, а не действительно бедные. Бразилия имеет уровень государственных расходов развитой страны, но уровень коммунальных услуг развивающейся страны.

Правительства стран Азии осознают все эти недостатки. У них было желание заменить традиции трудолюбия и бережливости населения дряблой зависимостью от социального обеспечения.

Гиганты региона черпают свое вдохновение не от Греции, а от крошечного Сингапура, где государственные расходы составляют лишь пятую часть ВВП , но школы и больницы являются одними из лучших в мире.

До сих пор социальная защита в крупных азиатских странах в целом была минимальной: базовое медицинское страхование и пенсии, которые составляют небольшую часть былых доходов работника.

Китай имеет пять работников на каждого пенсионера. К 2035 году соотношение упадет до двух…

Даже сейчас расходы на социальные нужды в азиатских странах, в отношении к размерам их экономик, составляют лишь около 30 % от тех, которые установлены в богатых странах. И они ниже, чем в любой части развивающегося мира, за исключением Африки южнее Сахары.

Это оставляет много возможностей для расширения. Однако, Азия также сталкивается с рядом сложных проблем. Одной из них является демография. Хотя некоторые страны, в частности Индия, сравнительно молодые, в общем регион включает в себя некоторые страны с населением, которое стремительно стареет.

Сегодня Китай имеет пять работников на каждого старшего человека. К 2035 году соотношение упадет до двух. В Америке, наоборот, в результате бэби — бума система социальной защиты получила пять плательщиков на одного пенсионера в 1960 году (четверть века после введения системы). Она, как и раньше, имеет три работника на каждого пенсионера.

Еще одной проблемой является размер страны, что делает введение социальной защиты сложным. Три гигантские страны — Китай, Индия и Индонезия — огромные территории с проблемами региональных неравенств в доходах в пределах своих границ.

Построение социального государства в любой из них чем-то напоминает создание единого государства всеобщего благосостояния в пределах всего Европейского Союза. Наконец, многие азиатские работники ( в Индии около 90 %) находятся в сфере «неформальной» экономики, что делает сложным проверку их доходов или попытки охватить их социальными выплатами.

Как можно преодолеть эти проблемы? Нет единого решения, которое можно было бы применять от Индии до Южной Кореи. Разные страны будут и должны экспериментировать с различными моделями благосостояния. Но есть три общих принципа, которых все азиатские правительства должны были бы придерживаться.

Во-первых, уделять больше внимания вероятности выполнения своих обещаний с течением времени. Размер большинства азиатских пенсий может быть скромным, но люди начинают их получать в раннем возрасте. В Китае, например, женщины выходят на пенсию в 55 лет, в Таиланде много работников обязаны прекратить работу в 60 и могут получить свои пенсионные средства в 55. Это явно трудно выполнять в течение длительного времени. По всей Азии пенсионный возраст нужно увеличивать, его нужно индексировать с продолжительностью жизни.

Во-вторых, азиатские правительства должны назначать свои социальные расходы более тщательно. Грубо говоря, социальное обеспечение должно предоставлять защиту бедным, а не субсидировать богатых. В стареющих обществах выплаты пенсионерам не должны выжать инвестиции в молодежь.

В-третьих , реформаторы Азии должны сосредоточиться на том, как быть гибкими и инновационными. Не задушить рынки труда жесткими правилами или чрезмерно щедрыми обязательствами минимальной заработной платы.

Не следует путать финансируемую государством социальную защиту с правительственными предложениями услуг ( отдельный налогоплательщик может быть дешевым способом обеспечен базовой медицинской помощью, но это не должно означать, что каждая медсестра должна быть государственным служащим).

И использовать технологии , чтобы избежать неэффективности , которая препятствует работе государственного сектора в развитых странах. От повсеместного создания электронных медицинских записей до введения трансфертных платежей через мобильные телефоны : азиатские страны могут создавать новые и эффективные системы предоставления социальных услуг через современные технологии.

Наконец, успешность Азии в построении систем социального обеспечения будет определяться политикой так же, как и экономикой. Гражданам континента придется проявить готовность планировать заранее работать дольше и отказаться от дешевых подачек, которые в своей основе имеют накопления долгов для будущих поколений — это значит, проявить качества, которые до сих пор не смогли обнаружить граждане богатых мировых стран. Достижение такой политической зрелости будет наиболее зрелым проявлением социального сознания.