Швейцарские чудеса времени

Часовое искусство процветает в Швейцарии, но практически вымерло в других странах. В народном воображении швейцарские часы изготавливают мастера в крошечных мастерских, расположенных в альпийских деревнях. На самом деле в этой промышленности доминирует одна крупная компания — Swatch Group.

(The Economist) Средние швейцарские часы стоит $ 685. Китайские стоят около $ 2 и так же хорошо показывают время. Итак, каким образом на Земле может выжить швейцарская часовая промышленность — спросил бы марсианин? Тем не менее, это именно так.

Экспорт часов, изготовленных в Швейцарии, вырос на 32% в стоимостном выражении за последние два года — до 21,4 млрд швейцарских франков ($ 23,3 млрд). Спрос на крупнейших рынках (Китай, Америка, Сингапур) недавно снизился, но это падение частично компенсировали арабы и европейцы, которые тоже любят дорогие часы.

Никто не покупает швейцарские часы, чтобы знать, который час. Их шарм является неуловимым: точное инженерное искусство, элегантный вид. Часовое искусство процветает в Швейцарии, но практически вымерло в других странах. Знак «Сделано в Швейцарии» (Swiss-made) стал одним из самых дорогих брендов в мире.
В народном воображении швейцарские часы изготавливают мастера в крошечных мастерских, находящихся в альпийских деревнях.

На самом деле в этой промышленности доминирует одна крупная компания. Бренды Swatch Group (Breguet, Blancpain, Omega и многие другие) принесли ей доход от продажи часов и ювелирных изделий в 7,3 млрд франков в 2012 году. Это на 15,6% больше по сравнению с предыдущим годом и составляет одну треть всех продаж швейцарских часов. В январе Swatch Group объявила о приобретении Harry Winston, американской ювелирной компании, которая также производит часы в Женеве.

Доминирование Swatch Group имеет еще более глубокие корни. Это крупнейший поставщик компонентов для швейцарских часов. Она владеет компанией ETA, производящей более 70% механизмов, которые вставляют в свои часы другие швейцарские производители. Другое ее подразделение, Nivarox-FAR, поставляет более 90% балансовых пружин (регулирующие часы).

Многие крупные бренды зависят от Swatch Group. LVMH (владелец Bulgari, Hublot и TAG Heuer) и Richemont (владелец IWC, Piaget и Vacheron Constantin) используют компоненты Swatch. Так же британские и немецкие часовщики, которые пытаются прорваться на этот прибыльный рынок. Немногим, однако, удается сравниться с точностью балансовой пружины Nivarox.

За Swatch Group надо было наблюдать еще с 1980-х годов, когда она объединила две слабые компании и создала часы Swatch как относительно дешевый бренд (хотя и не такой дешевый, как типичный китайский хронометр). Она доминирует на рынке, в частности, и потому, что другие компании пришли к выводу, что проще позволить кому-то другому заниматься всеми хлопотами и нести все расходы по производству наиболее капризных и необходимых компонентов их часов.

Но Swatch Group теперь раздражает сложившееся положение. Она поставляет готовые компоненты конкурентам (как швейцарским, так и иностранным), которые тратят огромные средства на рекламу. Swatch Group хотелось бы сократить продажу своих компонентов конкурентам так, чтобы к 2018 году их использовали не более, чем у 30% часов, произведенных в Швейцарии. Швейцарская комиссия по регулированию конкуренции согласилась на незначительное сокращение в 2012 году. После лоббирования со стороны других часовщиков, Swatch Group НЕ будет сокращать продажу компонентов этого года, но в следующем, вероятно, попытается это сделать еще раз.

Возможно, Swatch Group делает области услугу. Ее действия могут подтолкнуть других часовщиков больше инвестировать в собственные фабрики. Richemont и LVMH уже покупают мелких производителей механизмов. «На самом деле каждый может производить эти компоненты», — говорит представитель Комиссии по регулированию конкуренции.

Сейчас лишь немногие производители часов высокого класса могут обойтись без Swatch Group: например, Patek Philippe в Швейцарии и Robert Loomes в Великобритании. Но они ежегодно, как правило, изготавливают только незначительное количество (дорогих) часов. Компании, которые производят большими партиями не такие дорогие часы, еще нуждаются в компонентах от Swatch Group. Таким образом, ее уход с рынка часовых компонентов вызовет хаос, и, вероятно, консолидацию.

Между тем, швейцарское правительство, кажется, собирается повысить требования к признанию часов такими, что «произведены в Швейцарии». Сейчас часы не могут претендовать на то, чтобы называться швейцарскими, если менее 50% его компонентов, в стоимостном выражении, были изготовлены в швейцарских кантонах. Швейцарские часовщики пытаются поднять порог до 60%. Это создаст еще больший спрос на швейцарские компоненты, даже без учета того, что Swatch Group сократит их предложение. Так что будьте внимательны: цены вырастут еще больше.