Дорогу роботам!

По мере распространения автоматизации, даже выпускникам университетов и колледжей угрожает потеря работы. Представьте, что вы молодой рабочий, рассуждающий о перспективах своей трудовой деятельности в экономике будущего. Ваши оценки были не совсем хорошими, и вы понимаете, что четырехлетний колледж — не для вас. Какую карьеру вы должны себе наметить? О том, как следует изменить систему образования и к чему нужно быть готовыми молодым рабочим, когда они начнут трудиться, пишет издание Bloomberg.

Количество доступных для вас вариантов сокращается. Многие традиционные рабочие профессии — от водителей грузовиков и администраторов до продавцов, кассиров и барменов — сейчас заменяют автоматизированные системы. Эта тенденция, вероятно, ускорится.

Как мы сможем гарантировать, что дети будущего сумеют делать что-то полезное? И как мы можем помочь современному рабочему классу приспособиться к экономике будущего?

Наиболее актуальной задачей будет такая реорганизация профессиональных школ, в результате которой они будут готовить учеников выполнять ту работу, которую не смогут делать роботы, и пользоваться преимуществами технологий новым способом.

В новой экономике все равно будут полезными три навыка, как утверждают Фрэнк Леви и Ричард Мернейн в своем недавнем докладе для исследовательской группы Third Way: умение решать неструктурированные проблемы, работать с новой информацией и умение выполнять ручную работу, которую не так просто автоматизировать.

Роботы не заменят три навыка: умение решать неструктурированные проблемы, работать с новой информацией и умение выполнять ручную работу, которую не так просто автоматизировать

Таким образом, некоторые рабочие профессии, требующие определенной квалификации — профессии сантехника, столяра, электромонтера — вероятно, останутся вне возможностей роботов еще долго. То же касается и профессий, в которых работнику приходится решать неструктурированные проблемы, например, профессий садовника или уборщика-сиделки. Но многие другие рабочие профессии, вероятно, исчезнут в ближайшие несколько десятилетий, и даже самым неожиданным образом. Как профессионально-технические школы могут подготовить своих учеников к такому типу экономики?

Вероятно, самый важный шаг, который они могут сделать — это помочь им понять, как работать вместе с роботами и другими автоматизированными системами. Нынешние автомеханики понимают, как рихтовать кузов и решить проблемы с трансмиссией, а в будущем им предстоит много знать о системе автопилотирования. Пожарные сейчас тушат пламя почти так же, как их древние предшественники.

Через несколько лет они, возможно, будут работать вместе с пожарным роботом-разведчиком, котрый сможет заезжать в горящие здания, выявлять опасные газы, находить людей, которым угрожает опасность, и рисовать сложную трехмерную карту. Похожих роботов-помощников разрабатывают для рабочих на заводах, полицейских, медсестер-сиделок.

Рабочие профессии будущего станут технологически сложными, и работникам предстоит знать, как быстро приспосабливаться к изменению должностных обязанностей

Короче говоря, рабочие профессии будущего станут технологически сложными, и работникам предстоит знать, как быстро приспосабливаться к изменению должностных обязанностей. Профессионально-техническое образование может подготовить студентов к этому путем формирования навыков, например, умения решать проблемы и обмениваться информацией, а также путем отказа от узкой профессиональной подготовки, на которой она сейчас сосредотачивается — потому что такая подготовка быстро теряет свое значение.

А что делать с нынешними работниками? Их навыки уже плохо сочетаются с потребностями работодателей: уровень безработицы в США превышает 7% в течение более четырех лет, но примерно 3900000 вакансий в июне, по данным Бюро статистики труда, оставались незаполненными.

В определенном смысле это более запутанная проблема. Президент США Барак Обама добивается расширения финансирования профессиональной подготовки в двухгодичных колледжах и создания сети региональных производственных центров, которые могли бы объединять научные круги, частных работодателей и правительственные структуры для содействия инновациям и переподготовке работников. Федеральные программы стажировок, во время которых молодые рабочие могут получить профессиональную подготовку по месту работы, часто благодаря налоговым льготам для своих работодателей, тоже демонстрируют большие перспективы. Все это шаги в правильном направлении, но, в конечном итоге, этого может оказаться недостаточно.

Как мы утверждали ранее, правительства во всем мире должны действовать амбициознее, чтобы помочь рабочим и работодателям приспособиться к этим изменениям. Это означает необходимость в таких шагах, как переложение части налоговой нагрузки с труда на потребление. Это поможет предпринимателям создавать новые компании, которые смогут сочетать эффективность роботов с человеческой креативностью, и реформирование права интеллектуальной собственности в части патентов, а также законодательства об иммиграции, которые выводятся из предыдущей технологической эпохи. Поскольку распространение роботов, вероятно, обострит социальное неравенство из-за изменения в перераспределении доходов в пользу владельцев капитала, правительствам следует также задуматься, как укрепить свои системы социальной защиты.

Наконец, по мере распространения автоматизации даже выпускникам университетов и колледжей угрожает потеря работы: за последние годы машины отобрали хотя бы часть работы у врачей, юристов и трейдеров ценными бумагами (журналисты также не застрахованы от потери работы). Однако, как это часто бывает, когда творческое разрушение охватывает экономики, первый и тяжелый удар испытывают рабочие с низкой квалификацией.

Лучшее место, чтобы начать их подготовку к этим изменениям, как и в большинстве вещей в жизни, — это школа.