Коронавирус остается главной проблемой человечества

«Настоящие друзья познаются в беде». Наклейки с такой надписью на китайском и итальянском языках украшали контейнеры с масками, респираторами и другими защитными средствами, которые прибывали в марте и начале апреля из Китая в Италию. К тому времени власти КНР заявили о спаде эпидемии коронавирусной инфекции в их стране, в то время как в итальянских городах от COVID-19 до сих пор ежедневно умирают сотни людей. Китай вслед за Россией использует пандемию для продвижения своих интересов и усиления влияния в Европе. Насколько успешно?

«Китай старается создать образ ответственной державы, которая готова помогать другим в трудный момент. И тем самым избавиться от репутации страны, откуда пришла пандемия. Китайское посольство в Риме непрерывно выступало с заявлениями о солидарности с Италией и распространяло фото китайских поставок», – говорит итальянский политолог Франческа Гиретти, специалист по китайско-европейским отношениям.

По ее словам, Китаю удалось создать информационную дымовую завесу, благодаря которой и собственно китайская, и мировая общественность долгое время не знали, к примеру, о том, что абсолютное большинство этих поставок было не гуманитарной помощью, а товарами, проданными за вполне рыночную цену.

По данным газеты Wall Street Journal, китайские государственные и частные структуры до начала апреля передали в дар 89 странам, включая 54 африканские, 26 миллионов масок и 2,3 млн наборов для тестов на коронавирус. Общий объем продаж той же продукции Китаем превышает указанные цифры примерно в 10 раз – после того, как эпидемия в самой КНР пошла на спад и собственные потребности страны в защитных средствах снизились. Репутацию Китая, однако, подпортило качество поставляемых товаров: так, из 1,3 млн респираторов, закупленных для своих больниц Нидерландами, примерно половина оказалась непригодна к использованию. Однако во многих странах важность китайской помощи, бескорыстной или оплаченной, активно подчеркивали официальные лица – например, президент Сербии Александр Вучич, премьер-министр Чехии Андрей Бабиш или министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо.

В Италии китайским поставкам уделялось существенное внимание и в информационном пространстве – куда более значительное, чем помощи из других стран Евросоюза и США, которая, несмотря на первоначальные задержки, позднее начала поступать в бóльших объемах, чем китайская. Медиа-аналитики изучили информационные программы итальянского государственного телерадиохолдинга RAI, выходившие в эфир в течение трех уикендов в середине и конце марта. В среднем о китайской помощи говорилось в течение 1904 секунд, российской – 741 секунды, американской – 589 секунд.

Результаты налицо. В той же Италии, по данным последних опросов, Китай вышел на первое место по популярности как наиболее перспективный для страны партнер за пределами ЕС – таковым его считают 36% респондентов. Идущие на втором месте США назвали 30% опрошенных. Кроме того, по результатам другого опроса, 49% итальянцев поддержали бы сейчас выход страны из Евросоюза. Это явный результат промедления ЕС с помощью на начальном этапе пандемии, за что перед Италией недавно извинилась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.